Обзор рекордера Sony PCM-M10

Обзор рекордера Sony PCM-M10

Когда-то верхом технологического прогресса являлись диктофоны на мини-кассетах. С тех пор утекло много воды, приемлемое качество записи речи для дальнейшей дешифровки может предоставить простенький телефон. Однако сомневаюсь в том, что для большего, чем запись лекций по гуманитарным дисциплинам, такой вариант будет приемлем. Тем не менее, для большинства такого качества будет достаточно. Но что делать тем, кто хочет получить не зашумленную и тихую запись, а нечто пригодное для дальнейшей обработки, например, чтобы по дороге на работу записать подкаст, дома наложить музыкальный фон и выложить на суд публики. А если нужно записать с микшерного пульта бутлег концерта, прорвавшись в святая святых? Просто записать концерт, стоя в зале, а затем слушать по дороге домой, если прорваться все-таки не удалось? А может просто захотелось пойти в парк, записать пение птиц и поставить себе на рингтон? Не говорю уже о том, что можно просто слушать любимую (и не очень) музыку, подключив наушники или колонки. Поистине великие возможности предоставляет такое устройство, скажу я вам. И именно о таком швейцарском ноже для аудиоманьяков и пойдет речь в этой статье.

Sony PCM-M10, с одной стороны, является младшим братом в линейке профессиональных записывающих устройств Sony, с другой — прямым наследником MD-рекордеров той же фирмы, а до кучи ещё и правопреемником громадных DAT-рекордеров все той же плодовитой японской компании. Отбросив последнюю родственную связь, разберемся с остальными родственниками.

Минидисковые деки, рекордеры и плееры — достаточно протяженная по времени эпоха компании Sony. Увы, несмотря на качественную начинку, эти устройства сошли с дистанции. Почему это произошло? Закрытый формат ATRAC, фирменный носитель Minidisc, неудобная программа SonicStage. В итоге минидисковые устройства заняли узкую нишу, и сейчас ими пользуются в основном привязанные по тем или иным причинам к этой технологии люди.

Случайно ли или учтя свои ошибки, Sony выпустила рекордер Sony D1, громадный аппарат со стрелочными индикаторами, который поддерживал пусть и недешёвые MemoryStick Pro Duo, но большого объема, записывал в PCM, работал недолго и стоил настоящую кучу денег — порядка двух тысяч долларов.

Затем появился PCM-D50, который работал уже около 30 часов на одном комплекте аккумуляторов и имел несколько более вменяемые размеры, цена – порядка 600 долларов США.

В 2009 году в продажу на территории Японии и США поступил самый миниатюрный представитель семейства профессиональных рекордеров Sony — PCM-M10.

Характеристики

  • Поддержка аудиоформатов: запись — WAV и MP3, воспроизведение — WAV, MP3, WMA (без DRM), M4A (AAC-LC, без DRM).
  • Встроенные микрофоны: электретные конденсаторные, максимальный уровень звукового давления — 123 Дб, частотный диапазон — от 20 Гц до 20 кГц.
  • Вход для микрофона: стерео мини-джек (3.5 мм), входное сопротивление: 22 кОм, номинальный уровень входного сигнала: 2.5 мВ, минимальный уровень входного сигнала: 0.9 мВ
  • Оптический вход и выход: отсутствуют.
  • Аналоговый линейный вход: стерео мини-джек (3.5 мм), входное сопротивление: 22 кОм, номинальный уровень входного сигнала: 2.0 В, минимальный уровень входного сигнала: 500 мВ
  • Аналоговый линейный выход: совмещён с разъёмом для наушников (выбор происходит программно).
  • Разъём для наушников: стерео мини-джек (3.5 мм), максимальная выходная мощность — 20 мВт + 20 мВт, рекомендованное сопротивление нагрузки — 16 Ом.
  • Частотный диапазон: от 20 Гц до 40 кГц (для линейного входа при частоте дискретизации 96 кГц)
  • Частоты дискретизации: 22.05 кГц, 44.1 кГц, 48 кГц и 96 кГц
  • Квантование: 16 и 24 бита.
  • Соотношение сигнал/шум: 87 Дб и выше (замерено на частоте 1 кГц) при 24-битном квантовании
  • Коэффициент гармонических искажений: 0.03% и ниже (на частотах 1 кГц, 22 кГц)
  • Неравномерность записи: ниже предела измерений (меньше +/-0.001%)
  • USB: поддержка высокоскоростной передачи данных и работа в режиме съёмного диска Потребление энергии: 0.27 Вт
  • Элементы питания: две алкалиновых батареи типа AA (входят в комплект поставки) или два металл-гидридных аккумулятора (приобретаются отдельно).
    Возможно питание от постоянного тока напряжением 3В.
  • Время работы от батареи: 24 часа (44.1 кГц, 16 бит), 19 часов (96 кГц, 24 бита).
  • Разъём для карт памяти: совместим с Memory Stick Micro (M2) и microSD.
  • Внутренняя память: 4 Гб.
  • Габариты: 63.5×114.3×22.2 мм (ШxВxГ), не включая выступающие части и элементы управления.
  • Масса: 187 грамм (вместе с батареями).

Как видно, в карман брюк или куртки рекордер помещается без особого труда. Некоторыми функциями типа оптического выхода пришлось пожертвовать. Корпус стал наполовину пластиковым. Вместо «честного» линейного выхода была получена скорее его программная реализация.

Дизайн, элементы управления

Грош цена записывающему устройству, если им неудобно пользоваться. В случае M10 цена гораздо выше, и видно, что дизайнеры Sony потрудились на славу. На передней панели устройства — крупные кнопки с достаточно большим промежутком между ними, поясняющие надписи, ложбинки для пар кнопок FF/FR, REC/PLAY. Не хватает, конечно, подсветки надписей, но через небольшой период эксплуатации все можно найти на ощупь. У некоторых кнопок есть световая индикация: PLAY светится зеленым светом во время воспроизведения, PAUSE – моргает оранжевым во время приостановки воспроизведения звука, клавиша REC, разумеется, подсвечивается красным во время записи. Логично и удобно.

Также на передней панели можно найти ряд из пяти кнопок:

  • Вызов файл-менеджера
  • Вызов меню
  • Удаление файла (клавиша намеренно сделана немного утопленной относительно остальных)
  • Активация функции повтора фрагмента
  • Изменения строки, отображаемой на экране

Экран достаточно большой, монохромный, с оранжевой подсветкой. Шрифт комфортный для восприятия. На солнце не слепнет, а в темноте не слепит пользователя.

На верхнем торце расположены оба микрофона, они имеют фиксированное положение, в отличие от старших моделей семейства. Также на верхнем торце находятся разъёмы линейного выхода и микрофонного входа.

На левом торце расположены: качелька регулировки громкости (всего имеется 30 градаций), разъём miniUSB, слот для карты памяти, разъём для подключения адаптера на 3 В, совмещённый линейный выход и разъём для наушников.

На правом торце – разъём для проводного пульта ДУ, кнопка включения-выключения и блокировки, потенциометр для регулировки уровня записи.

На нижнем торце расположено ушко для продевания ремешка, а также динамик. В комплекте нет наушников, так что для людей, кому нужно лишь записать звук и перекинуть его на компьютер, данная особенность будет полезна для проверки, записалось вообще что-нибудь или нет. Слушать музыку через динамик можно, но я бы не сказал, что нужно.

На задней части устройства расположены три переключателя: чувствительности микрофона, активации функции замедления и ускорения воспроизведения, а также включения и выключения автоматического определения уровня усиления записываемого сигнала. Кроме того, есть посадочное место для штатива.

Интерфейс

Простой экран диктует ограничения. Текстовое меню, впрочем, оформленное со вкусом, минимум графических элементов. В нижней части экрана отображается подсказка – какие кнопки соответствуют какому действию в меню.

Языки интерфейса: английский, испанский, французский.

Во время записи и воспроизведения большинство настроек недоступны.

Запись звука

При вставленной карте памяти MicroSDHC Class 2 16 GB время запуска аппарата — 10 секунд. Без карты памяти – 6 секунд. Сразу после этого можно начать запись.

Читать статью  MK - F100TL - китайский конденсаторный микрофон.

Устройство обладает пятисекундным буфером, который дает возможность не пропустить момент, когда необходимо нажать на кнопку записи.

Для внешнего микрофона нет фантомного питания. Потенциометр для выставления уровня записи крутится с небольшим усилием.

Есть фильтр низких частот при записи сигнала. Над файлами в памяти устройства можно производить различные действия: удалять, копировать, защищать от удаления, разделять на части.

От слов перейдём к делу. Оценим качество записи.

Хотя внешне микрофоны ничего, кроме усмешки, не вызывают, качество записи весьма достойное. Увы, для шпионских дел устройство вряд ли подойдёт – из кармана куртки или будучи положенным в сумку записывает оно неважно. Однако для записи лекций или интервью оно более чем подойдёт. Внешний микрофон я не подключал за неимением оного. Приведу всего лишь один пример для оценки качества записи, были включены колонки, рекордер был закреплён на штативе, воспроизводился трек Bjorn Berge — Antipop. Запуск и остановка записи производились с помощью пульта ДУ. Моя личная оценка – средне. Не особо детально, есть эквализация НЧ-диапазона, ВЧ-диапазон прописан плохо, объёма и какой-то сверхдетальности нет. Однако для бутлегов вполне сойдёт. Для чего-либо более серьёзного придётся использовать внешний микрофон. Или возиться с эквалайзером, спектр даже у записи на встроенный микрофон нет среза на ВЧ, попытаться «вытянуть» запись при желании можно. Впрочем, лучше послушайте сами:

В качестве примера для записи через линейный вход устройства была выбрана композиция Jean Michel Jarre – Magnetic Fields. Устройство воспроизведения – звуковая карта Creative X-Fi Elite Pro. Цели провести критическое прослушивание не стояло, на мой непритязательный взгляд, качество записи отменное. Можете оценить сами:

В ветке обсуждения обзора Hifiman HM-801 был не совсем к месту помянут тестовый пакет RMAA. Что ж, для M10 вполне корректно оценить качество записи через линейный выход. Запись производилась в максимально возможном качестве (PCM 96/24).

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ +0.02, -0.09 Отлично
Уровень шума, дБ (А) -89.0 Хорошо
Динамические диапазон, дБ (А) 89.0 Хорошо
Гармонические искажения, % 0.0038 Очень хорошо
Гармонические искажения + шум, дБ(A) -81.2 Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.013 Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ -87.4 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.014 Очень хорошо
Общая оценка Очень хорошо

Весьма достойный результат, хотя приходится делать скидку на размер аппарата. Уровень шума и динамический диапазон соответствуют скорее формату 44.1 кГц/16 бит.

Также следует отметить честность компании Sony: заявленные характеристики соответствуют измеренным.

Воспроизведение звука

Сразу начнём с подключения наушников и прослушивания самой различной музыки.

Устройство тестировалось подробно лишь с низкоомными и высокочувствительными вставными наушниками с излучателями на основе уравновешенного якоря.

Низкие частоты воспроизводятся мягко, нет жесткости. Вокал не вызывает нареканий, высоким частотам не хватает прозрачности. Скорость средняя, для тяжелой музыки аппарат подойдет с оговорками. На медленных жанрах проблем не возникает, за счет поистине роскошного нижнего регистра классическая музыка звучит местами сравнимо с практически идеальным Hifiman HM-801.

Обратимся к бюджетным наушникам, Fischer Audio Silver Bullet. Если Вы читали мой обзор плеера Hifiman HM-801, то наверняка помните, что звучание данных затычек я оценил невысоко. В случае M10 ситуация не изменилась. Более того, за счет недостатка в прорисовке высоких частот и изначально не самого скоростного баса динамические Silver Bullet приобрели характер бьющей по голове подушки. Все это, разумеется, в сравнении с «арматурными» UE11. Возможно, для первичного контроля записи такое решение вполне подойдёт, но для прослушивания музыки и более критической оценки качества записи я бы рекомендовал приобрести другие наушники.

Переместимся в средний ценовой сегмент наушников, на сей раз подопытным кроликом выступят Ultimate Ears triple.fi, это также «арматурные» наушники. Уровень низких частот у них несколько ниже, чем у UE11, что благотворно влияет на результат. Средние частоты, наоборот, несколько провалены относительно остального спектра. В результате звук несбалансирован, но вполне комфортен.

Помимо базовых функций (перемотка, переключение треков) есть «фишки», которые могут пригодиться: эквалайзер (две предустановленные настройки, Bass1 и Bass2, пользовательских нет), регулировка скорости воспроизведения, регулировка тональности воспроизведения, повтор выбранного фрагмента.

На этом, пожалуй, положительные стороны данного устройства в роли плеера заканчиваются. Важно понимать, что воспроизводящая часть скорее здесь побочна. Отдельную «благодарность» стоит выразить программистам Sony. При смене карты памяти необходимо заново залезать в настройки и переключаться между внутренним хранилищем и картой. Нет поддержки многоуровневых папок, сортировка производится по времени их изменения, в итоге через какое-то время вместо музыкальной коллекции образуется мешанина из файлов. Разумеется, нет настроек случайного воспроизведения, максимум, что может аппарат, — начать проигрывать первый трек в папке, когда закончится последний.

Выводы

После знакомства с этим устройством хочется провести аналогию с фотоаппаратами. Можно сказать, что оно занимает место, аналогичное бюджетным «зеркалкам». Ничего особенного, в принципе, в нём нет, для профессионального применения можно найти и более «навороченное» устройство, часть функций вынесена в меню, урезано железо. Однако в наличии высокая скорость работы, качество записи, недостижимое для обычного диктофона, широкая функциональность. А самое, на мой взгляд, важное для подобного устройства – это портативность: время работы, габариты и масса. Тут все три показателя на высоте.

Так как мои познания в области записи звука весьма скромны, оценить реализацию именно этой, основной, функциональности я могу лишь с точки зрения дилетанта, и я бы поставил этому устройству очень высокую оценку. Типичный диктофон, возможно, будет дешевле и компактнее, но при этом пострадает удобство и качество записи. Возможность записывать звук в несжатом формате, с высокой частотой дискретизации – это всё-таки дорогого стоит. Изначально в записи достаточно много информации, нет привычного «диктофонного» узкого диапазона частот.

Теперь возвратимся к словосочетанию «швейцарский нож», упомянутому в начале статьи. Оно абсолютно верно описывает концепцию устройства. Множество «лезвий», «отвёрточек», удобное, но сделанное в угоду портативности. Не стоит строить иллюзий по поводу Sony PCM-M10, оно не заменит профессиональную звуковую карту, равно как и швейцарский нож не заменит болгарку.

Рекомендованная цена производителя на Sony PCM-M10 – 399 долларов США. Стоит ли оно этих денег? Не могу сказать наверняка. Если рассматривать его исключительно как плеер, то это далеко не бескомпромиссное устройство типа Hifiman, оно занимает промежуточное положение между классическими плеерами и меломанско-аудиофильскими монстрами. Функциональность же записывающей части избыточна для большинства людей и недостаточна для профессионального применения. Одно могу сказать точно: не стоит бездумно бежать и покупать его, тем более что в России это сделать проблематично.

Илья Тараканов
Опубликовано — 12 марта 2010 г.

Обзор рекордера Sony PCM-M10

Когда-то верхом технологического прогресса являлись диктофоны на мини-кассетах. С тех пор утекло много воды, приемлемое качество записи речи для дальнейшей дешифровки может предоставить простенький телефон. Однако сомневаюсь в том, что для большего, чем запись лекций по гуманитарным дисциплинам, такой вариант будет приемлем. Тем не менее, для большинства такого качества будет достаточно. Но что делать тем, кто хочет получить не зашумленную и тихую запись, а нечто пригодное для дальнейшей обработки, например, чтобы по дороге на работу записать подкаст, дома наложить музыкальный фон и выложить на суд публики. А если нужно записать с микшерного пульта бутлег концерта, прорвавшись в святая святых? Просто записать концерт, стоя в зале, а затем слушать по дороге домой, если прорваться все-таки не удалось? А может просто захотелось пойти в парк, записать пение птиц и поставить себе на рингтон? Не говорю уже о том, что можно просто слушать любимую (и не очень) музыку, подключив наушники или колонки. Поистине великие возможности предоставляет такое устройство, скажу я вам. И именно о таком швейцарском ноже для аудиоманьяков и пойдет речь в этой статье.

Читать статью  Лучшие акустические экраны для микрофона на 2021 год

Sony PCM-M10, с одной стороны, является младшим братом в линейке профессиональных записывающих устройств Sony, с другой — прямым наследником MD-рекордеров той же фирмы, а до кучи ещё и правопреемником громадных DAT-рекордеров все той же плодовитой японской компании. Отбросив последнюю родственную связь, разберемся с остальными родственниками.

Минидисковые деки, рекордеры и плееры — достаточно протяженная по времени эпоха компании Sony. Увы, несмотря на качественную начинку, эти устройства сошли с дистанции. Почему это произошло? Закрытый формат ATRAC, фирменный носитель Minidisc, неудобная программа SonicStage. В итоге минидисковые устройства заняли узкую нишу, и сейчас ими пользуются в основном привязанные по тем или иным причинам к этой технологии люди.

Случайно ли или учтя свои ошибки, Sony выпустила рекордер Sony D1, громадный аппарат со стрелочными индикаторами, который поддерживал пусть и недешёвые MemoryStick Pro Duo, но большого объема, записывал в PCM, работал недолго и стоил настоящую кучу денег — порядка двух тысяч долларов.

Затем появился PCM-D50, который работал уже около 30 часов на одном комплекте аккумуляторов и имел несколько более вменяемые размеры, цена – порядка 600 долларов США.

В 2009 году в продажу на территории Японии и США поступил самый миниатюрный представитель семейства профессиональных рекордеров Sony — PCM-M10.

Характеристики

  • Поддержка аудиоформатов: запись — WAV и MP3, воспроизведение — WAV, MP3, WMA (без DRM), M4A (AAC-LC, без DRM).
  • Встроенные микрофоны: электретные конденсаторные, максимальный уровень звукового давления — 123 Дб, частотный диапазон — от 20 Гц до 20 кГц.
  • Вход для микрофона: стерео мини-джек (3.5 мм), входное сопротивление: 22 кОм, номинальный уровень входного сигнала: 2.5 мВ, минимальный уровень входного сигнала: 0.9 мВ
  • Оптический вход и выход: отсутствуют.
  • Аналоговый линейный вход: стерео мини-джек (3.5 мм), входное сопротивление: 22 кОм, номинальный уровень входного сигнала: 2.0 В, минимальный уровень входного сигнала: 500 мВ
  • Аналоговый линейный выход: совмещён с разъёмом для наушников (выбор происходит программно).
  • Разъём для наушников: стерео мини-джек (3.5 мм), максимальная выходная мощность — 20 мВт + 20 мВт, рекомендованное сопротивление нагрузки — 16 Ом.
  • Частотный диапазон: от 20 Гц до 40 кГц (для линейного входа при частоте дискретизации 96 кГц)
  • Частоты дискретизации: 22.05 кГц, 44.1 кГц, 48 кГц и 96 кГц
  • Квантование: 16 и 24 бита.
  • Соотношение сигнал/шум: 87 Дб и выше (замерено на частоте 1 кГц) при 24-битном квантовании
  • Коэффициент гармонических искажений: 0.03% и ниже (на частотах 1 кГц, 22 кГц)
  • Неравномерность записи: ниже предела измерений (меньше +/-0.001%)
  • USB: поддержка высокоскоростной передачи данных и работа в режиме съёмного диска Потребление энергии: 0.27 Вт
  • Элементы питания: две алкалиновых батареи типа AA (входят в комплект поставки) или два металл-гидридных аккумулятора (приобретаются отдельно).
    Возможно питание от постоянного тока напряжением 3В.
  • Время работы от батареи: 24 часа (44.1 кГц, 16 бит), 19 часов (96 кГц, 24 бита).
  • Разъём для карт памяти: совместим с Memory Stick Micro (M2) и microSD.
  • Внутренняя память: 4 Гб.
  • Габариты: 63.5×114.3×22.2 мм (ШxВxГ), не включая выступающие части и элементы управления.
  • Масса: 187 грамм (вместе с батареями).

Как видно, в карман брюк или куртки рекордер помещается без особого труда. Некоторыми функциями типа оптического выхода пришлось пожертвовать. Корпус стал наполовину пластиковым. Вместо «честного» линейного выхода была получена скорее его программная реализация.

Дизайн, элементы управления

Грош цена записывающему устройству, если им неудобно пользоваться. В случае M10 цена гораздо выше, и видно, что дизайнеры Sony потрудились на славу. На передней панели устройства — крупные кнопки с достаточно большим промежутком между ними, поясняющие надписи, ложбинки для пар кнопок FF/FR, REC/PLAY. Не хватает, конечно, подсветки надписей, но через небольшой период эксплуатации все можно найти на ощупь. У некоторых кнопок есть световая индикация: PLAY светится зеленым светом во время воспроизведения, PAUSE – моргает оранжевым во время приостановки воспроизведения звука, клавиша REC, разумеется, подсвечивается красным во время записи. Логично и удобно.

Также на передней панели можно найти ряд из пяти кнопок:

  • Вызов файл-менеджера
  • Вызов меню
  • Удаление файла (клавиша намеренно сделана немного утопленной относительно остальных)
  • Активация функции повтора фрагмента
  • Изменения строки, отображаемой на экране

Экран достаточно большой, монохромный, с оранжевой подсветкой. Шрифт комфортный для восприятия. На солнце не слепнет, а в темноте не слепит пользователя.

На верхнем торце расположены оба микрофона, они имеют фиксированное положение, в отличие от старших моделей семейства. Также на верхнем торце находятся разъёмы линейного выхода и микрофонного входа.

На левом торце расположены: качелька регулировки громкости (всего имеется 30 градаций), разъём miniUSB, слот для карты памяти, разъём для подключения адаптера на 3 В, совмещённый линейный выход и разъём для наушников.

На правом торце – разъём для проводного пульта ДУ, кнопка включения-выключения и блокировки, потенциометр для регулировки уровня записи.

На нижнем торце расположено ушко для продевания ремешка, а также динамик. В комплекте нет наушников, так что для людей, кому нужно лишь записать звук и перекинуть его на компьютер, данная особенность будет полезна для проверки, записалось вообще что-нибудь или нет. Слушать музыку через динамик можно, но я бы не сказал, что нужно.

На задней части устройства расположены три переключателя: чувствительности микрофона, активации функции замедления и ускорения воспроизведения, а также включения и выключения автоматического определения уровня усиления записываемого сигнала. Кроме того, есть посадочное место для штатива.

Интерфейс

Простой экран диктует ограничения. Текстовое меню, впрочем, оформленное со вкусом, минимум графических элементов. В нижней части экрана отображается подсказка – какие кнопки соответствуют какому действию в меню.

Языки интерфейса: английский, испанский, французский.

Во время записи и воспроизведения большинство настроек недоступны.

Запись звука

При вставленной карте памяти MicroSDHC Class 2 16 GB время запуска аппарата — 10 секунд. Без карты памяти – 6 секунд. Сразу после этого можно начать запись.

Устройство обладает пятисекундным буфером, который дает возможность не пропустить момент, когда необходимо нажать на кнопку записи.

Для внешнего микрофона нет фантомного питания. Потенциометр для выставления уровня записи крутится с небольшим усилием.

Есть фильтр низких частот при записи сигнала. Над файлами в памяти устройства можно производить различные действия: удалять, копировать, защищать от удаления, разделять на части.

От слов перейдём к делу. Оценим качество записи.

Хотя внешне микрофоны ничего, кроме усмешки, не вызывают, качество записи весьма достойное. Увы, для шпионских дел устройство вряд ли подойдёт – из кармана куртки или будучи положенным в сумку записывает оно неважно. Однако для записи лекций или интервью оно более чем подойдёт. Внешний микрофон я не подключал за неимением оного. Приведу всего лишь один пример для оценки качества записи, были включены колонки, рекордер был закреплён на штативе, воспроизводился трек Bjorn Berge — Antipop. Запуск и остановка записи производились с помощью пульта ДУ. Моя личная оценка – средне. Не особо детально, есть эквализация НЧ-диапазона, ВЧ-диапазон прописан плохо, объёма и какой-то сверхдетальности нет. Однако для бутлегов вполне сойдёт. Для чего-либо более серьёзного придётся использовать внешний микрофон. Или возиться с эквалайзером, спектр даже у записи на встроенный микрофон нет среза на ВЧ, попытаться «вытянуть» запись при желании можно. Впрочем, лучше послушайте сами:

Читать статью  Рейтинг ТОП-10 лучших веб-камер для компьютера 2021 года: обзор лучших моделей для стрима

В качестве примера для записи через линейный вход устройства была выбрана композиция Jean Michel Jarre – Magnetic Fields. Устройство воспроизведения – звуковая карта Creative X-Fi Elite Pro. Цели провести критическое прослушивание не стояло, на мой непритязательный взгляд, качество записи отменное. Можете оценить сами:

В ветке обсуждения обзора Hifiman HM-801 был не совсем к месту помянут тестовый пакет RMAA. Что ж, для M10 вполне корректно оценить качество записи через линейный выход. Запись производилась в максимально возможном качестве (PCM 96/24).

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ +0.02, -0.09 Отлично
Уровень шума, дБ (А) -89.0 Хорошо
Динамические диапазон, дБ (А) 89.0 Хорошо
Гармонические искажения, % 0.0038 Очень хорошо
Гармонические искажения + шум, дБ(A) -81.2 Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.013 Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ -87.4 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.014 Очень хорошо
Общая оценка Очень хорошо

Весьма достойный результат, хотя приходится делать скидку на размер аппарата. Уровень шума и динамический диапазон соответствуют скорее формату 44.1 кГц/16 бит.

Также следует отметить честность компании Sony: заявленные характеристики соответствуют измеренным.

Воспроизведение звука

Сразу начнём с подключения наушников и прослушивания самой различной музыки.

Устройство тестировалось подробно лишь с низкоомными и высокочувствительными вставными наушниками с излучателями на основе уравновешенного якоря.

Низкие частоты воспроизводятся мягко, нет жесткости. Вокал не вызывает нареканий, высоким частотам не хватает прозрачности. Скорость средняя, для тяжелой музыки аппарат подойдет с оговорками. На медленных жанрах проблем не возникает, за счет поистине роскошного нижнего регистра классическая музыка звучит местами сравнимо с практически идеальным Hifiman HM-801.

Обратимся к бюджетным наушникам, Fischer Audio Silver Bullet. Если Вы читали мой обзор плеера Hifiman HM-801, то наверняка помните, что звучание данных затычек я оценил невысоко. В случае M10 ситуация не изменилась. Более того, за счет недостатка в прорисовке высоких частот и изначально не самого скоростного баса динамические Silver Bullet приобрели характер бьющей по голове подушки. Все это, разумеется, в сравнении с «арматурными» UE11. Возможно, для первичного контроля записи такое решение вполне подойдёт, но для прослушивания музыки и более критической оценки качества записи я бы рекомендовал приобрести другие наушники.

Переместимся в средний ценовой сегмент наушников, на сей раз подопытным кроликом выступят Ultimate Ears triple.fi, это также «арматурные» наушники. Уровень низких частот у них несколько ниже, чем у UE11, что благотворно влияет на результат. Средние частоты, наоборот, несколько провалены относительно остального спектра. В результате звук несбалансирован, но вполне комфортен.

Помимо базовых функций (перемотка, переключение треков) есть «фишки», которые могут пригодиться: эквалайзер (две предустановленные настройки, Bass1 и Bass2, пользовательских нет), регулировка скорости воспроизведения, регулировка тональности воспроизведения, повтор выбранного фрагмента.

На этом, пожалуй, положительные стороны данного устройства в роли плеера заканчиваются. Важно понимать, что воспроизводящая часть скорее здесь побочна. Отдельную «благодарность» стоит выразить программистам Sony. При смене карты памяти необходимо заново залезать в настройки и переключаться между внутренним хранилищем и картой. Нет поддержки многоуровневых папок, сортировка производится по времени их изменения, в итоге через какое-то время вместо музыкальной коллекции образуется мешанина из файлов. Разумеется, нет настроек случайного воспроизведения, максимум, что может аппарат, — начать проигрывать первый трек в папке, когда закончится последний.

Выводы

После знакомства с этим устройством хочется провести аналогию с фотоаппаратами. Можно сказать, что оно занимает место, аналогичное бюджетным «зеркалкам». Ничего особенного, в принципе, в нём нет, для профессионального применения можно найти и более «навороченное» устройство, часть функций вынесена в меню, урезано железо. Однако в наличии высокая скорость работы, качество записи, недостижимое для обычного диктофона, широкая функциональность. А самое, на мой взгляд, важное для подобного устройства – это портативность: время работы, габариты и масса. Тут все три показателя на высоте.

Так как мои познания в области записи звука весьма скромны, оценить реализацию именно этой, основной, функциональности я могу лишь с точки зрения дилетанта, и я бы поставил этому устройству очень высокую оценку. Типичный диктофон, возможно, будет дешевле и компактнее, но при этом пострадает удобство и качество записи. Возможность записывать звук в несжатом формате, с высокой частотой дискретизации – это всё-таки дорогого стоит. Изначально в записи достаточно много информации, нет привычного «диктофонного» узкого диапазона частот.

Теперь возвратимся к словосочетанию «швейцарский нож», упомянутому в начале статьи. Оно абсолютно верно описывает концепцию устройства. Множество «лезвий», «отвёрточек», удобное, но сделанное в угоду портативности. Не стоит строить иллюзий по поводу Sony PCM-M10, оно не заменит профессиональную звуковую карту, равно как и швейцарский нож не заменит болгарку.

Рекомендованная цена производителя на Sony PCM-M10 – 399 долларов США. Стоит ли оно этих денег? Не могу сказать наверняка. Если рассматривать его исключительно как плеер, то это далеко не бескомпромиссное устройство типа Hifiman, оно занимает промежуточное положение между классическими плеерами и меломанско-аудиофильскими монстрами. Функциональность же записывающей части избыточна для большинства людей и недостаточна для профессионального применения. Одно могу сказать точно: не стоит бездумно бежать и покупать его, тем более что в России это сделать проблематично.

Илья Тараканов
Опубликовано — 12 марта 2010 г.

Sony STM10 User Manual

Operation & User’s Manual for Sony STM10 Microphone (9 pages)

File Specifications:

  • Manufacturer: Sony
  • Category of Device: Microphone
  • Document: STM10 Operation & User’s Manual, File Type: PDF
  • Count of Pages: 9

Transcription of Sony STM10 Operation & User’s Manual:

Basics Function overview Your STM10 is a portable stereo microphone designed to be used with Xperia™ devices from Sony that support 5-pole audio and a 3.5 mm audio jack, such as the Xperia™ Z2 or Xperia™ Z3. Use the STM10 to record high-quality stereo sound for music tracks, interviews or videos. Hardware overview 1 …

Sony STM10 1 View all controls for making a recording 2 View a list of all saved recordings 3 Settings menu 4 Microphone test 5 Use stereo sound quality for a recording 6 Time counter 7 Stop recording or playback of a recording 8 Play back a recording 9 Start recording 10 Recording details 11 Sound quality options Positioning the m…

Assembly To assemble your microphone • Cover the top of the microphone with the wind sock. 4 This is an Internet version of this publication. © Print only for private use. …

Legal information Sony STM10 Prior to use, please read the Important information leaflet separately provided. This User guide is published by Sony Mobile Communications AB or its local affiliated company, without any warranty. Improvements and changes to this User guide necessitated by typographical errors, inaccuracies of current information, …

Using your microphone Recording sound To use the microphone and make recordings, you must first install the Audio Recorder application, which is available on Google Play™. Once this application is installed, your recordings get saved as WAV or MP4 files depending on the sound quality option you select. The files are saved in the Recording…

To change the file type of a recording 1 In the Audio Recorder application, tap the RECORDINGS tab, then select the file that you want to change. 2 To change the file type from music to speech, tap Music > Speech. To change the file type from speech to music, tap Speech > Music. To crop a recording 1 In the Audio Recorder…

Источник https://mobile-review.com/mp3/review/sony-pcm10.shtml

Источник https://mobile-review.com/mp3/review/sony-pcm10.shtml

Источник https://guidessimo.com/document/762962/sony-stm10-microphone-9.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: