Ремонт холодильника «STINOL-104» КШТ-305
Холодильник-морозильник «STINOL-104» КШТ-305 (NF3304Т) трехкамерный и состоит из холодильной, морозильной и выдвижной (для хранения овощей и фруктов) камер.
Общий вид холодильника-морозильника приведен на рис. 1. Морозильная камера (МК), расположенная в верхней части холодильника, оборудована системой «без инея» (No Frost) с циркуляцией холодного воздуха и автоматическим оттаиванием испарителя. Холодильная камера (ХК) охлаждается от испарителя.
Рис. 1. Холодильник «STINOL-104» КШТ-305:
1 — панель управления; | 9 — третья выдвижная камера для хранения овощей и фруктов; |
2 — аккумулятор холода; | 10, 12, 13 — полки панели двери; |
3 — ванночки для льда; | 11 — подвижный упор; |
4 — отделение для замораживания свежих продуктов; | 14 — съемная емкость; |
5 — плафон с лампой; | 15— индикатор температуры |
6 — полки холодильной камеры: | |
7 — отделение для парного мяса (близкриоскопическое); | |
8 — рычажок для регулирования температуры в камере для фруктов и овощей; |
Под холодильной камерой находится выдвижная камера-контейнер для хранения овощей и фруктов, охлаждение которой осуществляется благодаря попаданию в нее холодного воздуха через отверстие в задней части холодильной камеры и эжекции его обратно в холодильную камеру через дефлектор, расположенный в нижней передней части холодильной камеры. Холодильник выполнен в виде прямоугольного теплоизолированного шкафа.
Корпус холодильника состоит из наружного металлического панельного типа и внутреннего (из ударопрочного полистирола) шкафов. Пространство между шкафами заполнено теплоизоляцией — пенополиуретаном (ППУ), которая жестко соединяет между собой наружный и внутренний шкафы, превращая их в неразборный моноблок.
Дверные панели также заполнены теплоизоляцией — пенополиуретаном. Передний проем шкафа закрывается тремя дверями. Плотное прилегание дверей обеспечивается с помощью магнитных уплотнителей, закрепленных на внутренней панели дверей.
Двери холодильной и морозильной камер представляют собой неразборные моноблоки, раздельная замена отдельных конструктивных элементов дверей (кроме съемных сервировочных принадлежностей) невозможна.
Дверь контейнера для хранения овощей и фруктов, также «запененную» пенополиуретаном (ППУ), можно отделить от уплотнительной прокладки и самого контейнера.
Охлаждение камер холодильника осуществляется холодильным агрегатом, выполненным по двухиспарительной схеме аналогично холодильнику «STINOL-101».
Испаритель холодильной камеры, выполненный из медной трубки, закреплен и запенен ППУ между задними стенками наружного и внутреннего шкафов. Такая конструкция делает его несъемным, однако химические особенности материала трубки испарителя — меди делают утечку из-за коррозии маловероятной.
Рис. 2. Морозильная камера холодильника-морозильника «STINOL-104» КШТ-305:
1 — электродвигатель; | 14 — изоляционная обшивка; |
2 — направляющая планка; | 15— обшивка сепаратора; |
3 — прокладка электродвигателя; | 16— выключатель; |
4 — перегородная камера; | 17 — футляр; |
5 — ось; | 18 — крышка соединительная; |
6 — крыльчатка электровентилятора; | 19 — таймер; |
7, 11 — винты самонарезные; | 20 — крышка; |
8 — верхний ящик испарителя; | 21 — направляющая обшивка сепаратора; |
9, 10 — тепловое реле включения вентилятора; | 22 — испаритель морозильной камеры, |
12 — нижний ящик испарителя; | 23 — электронагреватель испарителя; |
13 — электронагреватель поддона испарителя; | 24 — скоба |
Испаритель радиаторного типа морозильной камеры 22 (см. рис. 2) является основным элементом системы охлаждения «без инея» (No Frost). Для обеспечения циркуляции воздуха между ребрами испарителя и морозильной камерой в верхней части ее за испарителем находится электровентилятор с крыльчаткой 6, засасывающий воздух из камеры через панель возврата воздуха 5 (рис. 3). На испарителе закреплен электронагреватель (сопротивление оттаивания испарителя) 23 (см. рис. 2), который автоматически через 10. 12 ч работы компрессора холодильного агрегата, обслуживающего МК, включается, вызывая разогрев и оттаивание испарителя. Автоматическое оттаивание обеспечивается таймером 19, реле термозащиты 9 и электронагревателем поддона 13. Последний обеспечивает стекание растаявшей влаги в дренажную систему МК.
Рис. 3. Шкаф холодильника-морозильника «STINOL-104» КШТ-305:
1 — шкаф; | 14 — противоконденсатный электронагреватель; |
2 — ванночка для пищевого льда; | 15 — нижняя навеска; |
3 — направляющая крышка: | 16—болт; |
4 — аккумулятор холода: | 17—боковая панель; |
5 — панель возврата воздуха; | 18 — накладка; |
6 — винт самонарезной; | 19 — прокладка; |
7 — направляющая боковой крышки; | 20 — прижим; |
8 — верхняя дверца | 21 — боковой упор; |
9 — направляющая; | 22 — поперечина; |
10 — боковая панель; | 23 — декоративная планка; |
11 — поддон; | 24 — декоративная пластина; |
12 — крышка поперечины; | 25 — решетка |
13 — панель; |
Снизу, под блоком воздухоохлаждения, находится эвтектический аккумулятор холода, сглаживающий колебания температуры в МК, вызванные цикличной работой его холодильного агрегата, и оказывающий прямое воздействие на охлаждаемые продукты. Компрессор 9 (рис. 4) холодильного агрегата расположен на металлической траверсе 11 в машинном отделении в задней части шкафа. На задней стенке шкафа закреплен конденсатор 4. Роль дросселирующего устройства играет капиллярная трубка внутренним диаметром 0,71 мм. Наличие такого элемента в схеме агрегата делает его чувствительным к попавшим во внутреннюю систему влаге и другим загрязнениям. В агрегате для очистки и осушки его системы предусмотрен фильтр-осушитель. Однако при значительных количествах влаги и загрязнений, попавших в систему (при утечках фреона на стороне всасывания), установка нового фильтра-осушителя может быть недостаточна.
Рис. 4. Компрессор и конденсатор холодильника-морозильника «STINOL-104» КШТ-305:
1 — шкаф; | 8 — прокладка; |
2 — винт самонарезной; | 9 — компрессор; |
3 — крышка холодильника-морозильника; | 10 — шнур соединительный; |
4 — конденсатор; | 11 — металлическая траверса; |
5 — трубопровод для слива конденсата; | 12 — амортизатор; |
6 — винт; | 13 — прижим; |
7 — ванночка для приема талой воды; | 14 — фильтр-осушитель |
По контуру дверного проема морозильной камеры у холодильников данной модели проложена специальная трубка, по которой теплый хладагент подается на конденсатор. Трубка обогревает дверной проем, препятствуя конденсации влаги и примерзанию дверей к шкафу. Эта трубка запенена ППУ.
В холодильной камере на правой ее стороне закреплен блок освещения с лампочка 20 (рис.5) и дверной выключатель 14. В верхней части холодильника на лицевой стороне шкафа расположена панель управления 7. Терморегулятор 8 предназначен для управления ХК и МК, а индикаторная зеленая светосигнальная лампочка 6 указывает на подключение электросети каждой из камер.
Рис. 5. Пульт управления холодильника-морозильника «STINOL-104» КШТ-305:
1 — шкаф; | 11— боковая пластина; | 21 — плафон; |
2 — винт самонарезной; | 12 — центральная навеска; | 22 — нижнее основание холодильника — морозильника; |
3 — пластина; | 13 — планка; | 24 — болт; |
4 — основание панели управления; | 14 — дверной выключатель; | 25 — заглушка; |
5 — верхняя навеска двери; | 15 — футляр; | 26 —винт; |
6 — светосигнальная пампа; | 16 — блок освещения; | 27 — нижняя опорная пластина |
7 — панель управления; | 17, 23 — пробки; | |
8 — терморегулятор, | 18 — патрон; | |
9 — ручка терморегулятора; | 19 — крышка плафона; | |
10 — трафаретный профиль; | 20 — лампа; |
Оттаивание в холодильной камере происходит автоматически: во время нерабочее части цикла работы холодильника вода по дренажной системе выводится наружу и испаряется.
Электрическая схема (рис. 6) обеспечивает работу холодильника в полностью автоматическом режиме. При замыкании цепи терморегулятора ТН1 напряжение подается на контакты 2-3 таймера Т1М, через них — в электроцепь компрессора С01, электродвигателя вентилятора MV, электродвигателя таймера М. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе холодильного агрегата и снижение температуры испарителей морозильной и холодильной камер.
Рис. 6. Электрическая схема холодильника-морозильника «STINOL-104» КШТ-305:
L — сеть: | 1MV — выключатель вентилятора; |
N — нейтральная фаза: | MV — электродвигатель вентилятора; |
ТН1 —терморегулятор холодильного отделения: | R1 — электронагреватель поддона испарителя: |
RH1 —тепловое репе компрессора; | R2 — электронагреватель испарителя; |
RА1 —пусковое реле компрессора: | TF — плавкий предохранитель; |
SL1 —сигнальная лампа сети; | С01 — компрессор; |
1L1 —выключатель пампы; | RЗ — противоконденсатный электронагреватель: |
L1 — пампа холодильного отделения; | М — электродвигатель таймера; |
TR1 — тепловое реле включения вентилятора: | ТIМ—таймер |
ТR2 — тепловое репе электронагревателя испарителя; |
При снижении температуры испарителя морозильной камеры до -10°С реле ТR1 (замедлитель вращения крыльчатки вентилятора) 10 (см. рис. 2), закрепленное на испарителе, включает электродвигатель вентилятора, который обдувает ребристый испаритель и подает воздух в МК, тепловое реле ТR2 также замыкается, обеспечивая включение электродвигателя М таймера, который начинает отсчет времени работы компрессора.
Таймер Т1М через определенный отрезок времени работы компрессора (8. 10 ч) отключает электродвигатели компрессора, вентилятора, таймера и включает электронагревагельные сопротивления R2 (оттаивания испарителя) и R1 (нагревателя поддона испарителя). Если контакты терморегулятора ТН1 замкнуты, идет процесс оттаивания слоя инея с испарителя морозильной камеры. При достижении испарителем температуры 10°С реле ТR2 отключает электронагревательные сопротивления R1, R2 и обеспечивает по электрической цепи ТН1, Т1М, R2, М, RН1, С01, RА1 работу электродвигателя таймера. Контакты таймера переключаются, при этом отключаются нагревательные сопротивления R1 и R2 и включаются цепи электродвигателей компрессора, вентилятора и таймера. Контакты реле ТR1 и ТR2 при этом разомкнуты. Начинается охлаждение испарителя морозильной камеры, через некоторое время срабатывает реле ТR1, включается электродвигатель вентилятора. При открывании двери морозильной камеры выключатель 1MV отключает вентилятор.
Если по какой-либо причине температура испарителя морозильной камеры достигает 60°С, то расплавляется термопредохранитель ТF, расположенный в одном корпусе с тепловым реле электронагревателя испарителя ТR2, и вся электросхема, обеспечивающая работу холодильного агрегата, отключается, кроме RЗ (нагреватель перегородки холодильной камеры и отделение для хранения фруктов и овощей).
Электронагреватель 14 (см. рис. 3), предотвращающий образование конденсата, постоянно прогревает поперечину между холодильной камерой и выдвижной камерой для хранения фруктов и овощей.
Замена электролампочки освещения холодильной камеры.
Вывинтив самонарезной винт 2 (см. рис. 5), снимают плафон 21, нажав на верхнюю и нижнюю защелки у его основания и потянув на себя.
Демонтаж дверного выключателя и электропатрона.
Снимают пробку 17 и вывинчивают самонарезной винт 2. Потянув блок (коробку) освещения 16 на себя, снимают его. Повернув блок освещения на 90°, надавливают на защелки крепления дверного выключателя 14 и снимают дверной выключатель, отсоединив его от электросхемы. Отсоединяют электропатрон от электросхемы. Потянув на 5 мм электропатрон с переходником на себя и повернув его на 90°, отсоединяют патрон от переходника.
Демонтаж светосигнальной лампочки и терморегулятора.
Тонкой отверткой выводят из зацепления с панелью управления 7 трафаретный профиль (накладку) 10 и снимают его.
Демонтируют ручку 9 терморегулятора 8. Вывинчивают три самонарезных винта крепления основания 4 приборной панели. Вывинчивают два винта 2 крепления верхней навески двери 5, демонтируют навеску и верхнюю дверь. Снимают приборную панель с основанием, разъединяют их, вывинтив винты. Заменяют вышедшую из строя светосигнальную лампочку 20. Отвинчивают самонарезные винты 2 крепления крышки 3 (см. рис. 4) холодильника и снимают крышку. Вывинчивают винты крепления конденсатора 4. Слегка отводят его от задней стенки. Отсоединяют сильфонную трубку терморегулятора от задней стенки холодильной камеры, вывинтив самонарезной винт 2 (см. рис. 5) его крепления. Разгерметизируют места выхода сильфонной трубки из холодильника выводят трубку из холодильника. Отсоединяют терморегулятор от электросхемы, освобождают от корпуса и меняют.
Демонтаж пускового и защитного реле.
Для замены пускового и защитного реле снимают крышку с клеммами реле, нажав на защелку. Отсоединяют зажимы пусковых и защитных реле и снимают реле.
Замена дверей.
Придерживая снизу, снимают дверь холодильной камеры, вывинтив винты 6 (см. рис. 3) крепления нижней навески 15. Придерживая снизу, снимают дверь морозильной камеры, вывинтив винты 2 (см. рис. 5) крепления центральной навески 12. Вывинчивают все винты крепления нижней двери к контейнеру для хранения овощей и фруктов. Снимают дверь и прокладку в сборе.
Демонтаж блока воздухоохлаждения.
Вывинчивают два винта 6 (см. рис. 3) и снимают панель возврата воздуха 5. Вывинчивают четыре винта 7 (см. рис. 2) и отделяют соединительную крышку 18. Отсоединяют зажимы электропроводки (темно-синий провод) от выключателя 16 и электропровод (красный), стягивающий разъемы. Снимают соединительную крышку. Отвинтив винты, снимают крышку 20, отсоединяют таймер 19 от электросхемы, отвинчивают винты и снимают таймер. Разъединяют групповые разъемы электропроводки, скрытые соединительной крышкой. Слева и справа вывинчивают винты крепления нижней обшивки сепаратора 15 к шкафу и, пропуская провода с разъемами сквозь окна, снимают ее вместе с изоляционной обшивкой 14, электронагревателем поддона испарителя (сопротивление сточного желоба) 13 и нижним ящиком испарителя 12.
Вывинтив винты 7, отсоединяют изоляционную обшивку от электронагревателя поддона испарителя и нижней обшивки сепаратора. Отсоединяют электронагреватель поддона испарителя от электросхемы. Вывинтив винты, демонтируют тепловое реле ТR1 (включения вентилятора) 10 и смонтированные в одном корпусе тепловое реле электронагревателяиспарителя ТR2 и предохранитель ТF (см. рис. 2 и 6), закрепленные на испарителе, иотделяют их от электросхемы.
Вывинтив винты, освобождают, провод, губку и изоляциюпровода. Вывинтив винты крепления перегородной камеры 4 и отделив электродвигательвентилятора от электросхемы, снимают блок вентилятора. Потянув на себя, снимают крыльчатку 6. Отвинтив винты крепления скобы 24 электродвигателя 7, снимают электродвигатель. Ослабляют винты крепления испарителя к корпусу и отсоединяют его от корпуса.
Отвинчивают винты крепления верхнего ящика испарителя 8 к испарителю 22 и снимают,верхний ящик. Надрезают хомутики крепления электронагревателя испарителя 23, отсоединяют его от электросхемы и снимают.
Замена противоконденсатного электронагревателя.
Придерживая снизу, снимаютдверь холодильной камеры. Вывинтив винты 6 (см. рис. 3), снимают центральную декоративную планку 23. Отделяют от электросхемы противоконденсатный электронагреватели14 и снимают его.
Если у холодильника Stinol 104 не работает терморегулятор Ranco − не спешите его выбрасывать. Если контакты 3 и 4 не замкнуты (реле ТН1 по схеме рис 6.), то со стороны противоположной втычным контактам есть металлический флажок который при срабатывании теплового реле размыкает контакты 3 и 4.
Для возврата их в рабочее положение необходимо просто взвести флажок до щелчка и проверить состояние контактов.
Рис. 7 Терморегулятор Ranco
На рис. 7 в окошке виден флажок — его надо опустить вниз. Если контакты замкнулись, то надо ручкой терморегулятора отключить его, снова включить и проверить срабатывание контактов. Если они не включились — значить надо менять терморегулятор
В случае каких либо сомнений в работоспособности холодильника воспользуйтесь методикой проверки холодильников.
В инструкциях по эксплуатации бытовых холодильников STINOL, сказано, что их повторное включение в сеть допускается не ранее чем через 4. 5 мин после отключения. Это время необходимо для конденсации и спада давления хладагента. В противном случае пусковая нагрузка на электродвигатель компрессора слишком велика, что вызывает перегрев его обмоток. Именно в этой ситуации отказ двигателя наиболее вероятен.
Выполнить указанное требование без применения дополнительных устройств защиты невозможно. Бытовой холодильник включен круглосуточно. Чтобы вывести его из строя, бывает достаточно обычного для наших электросетей даже кратковременного перебоя подачи электроэнергии, особенно ночью или когда отсутствуют хозяева. В таких случаях необходимо автоматически задерживать включение холодильника приблизительно на 5 мин после восстановления напряжения в сети. Именно эту функцию может выполнить таймер задержки включения холодильника.
Также вместо штатного регулятора температуры можно сделать электронный блок управления, который будет обладать гораздо большими возможностями и функциями.
Удачи в ремонте!
Ремонт холодильника Stinol в Москве — вызвать мастера
Статья подготовлена по материалам книги издательства СОЛОН-Пресс Серии Ремонт №35 «Ремонт холодильников» Д. А. Лепаев, В. В. Коляда 2005
Устранение неисправностей холодильников Стинол
Холодильники бренда Stinol – надежная техника европейского уровня с отличными характеристиками. Пользователи отмечали у этих бытовых приборов такие отличительные особенности, как качественную сборку, надежность, долговечность и демократическую цену. Но даже при бережной эксплуатации с течением времени возникают различные неисправности у холодильника Стинол. В данном обзоре рассмотрим, с какими трудностями сталкиваются владельцы разных моделей этих кухонных агрегатов.
Принцип работы холодильника
Вся холодильная техника работают по схожему принципу, выполняя две основные задачи: концентрация холода во внутренней части устройства и отвод образовавшейся тепловой энергии наружу. В современном оборудовании чаще всего применяют фреон – популярную разновидность хладагента.
Фреон включает в себя фтор, хлор и этан. Этот хладагент имеет уникальное качество: переходить из жидкого состояние в газообразное при колебании давления внутри системы. Процедура охлаждения выглядит следующим образом.
- Компрессор затягивает хладагент внутрь.
- Поршень толкает его по трубкам.
- В процессе теплопередачи хладагент начинает конденсировать.
- Фреон становится жидким.
- Влага поглощается сорбентом, превращаясь в газ.
- Далее, хладагент поступает в капиллярную трубку.
- Давление падает вместе с температурой газа.
- Проходя через испаритель, фреон меняет свои свойства.
- Хладагент в газовом состоянии опять попадает в компрессор.
В продаже можно встретить модели с двумя компрессорами – один для основной камеры, другой для морозильной. С одной стороны, эффективность и качество охлаждения заметно увеличиваются, но с другой, усложняется обслуживание и ремонт техники. Холодильник также может быть оснащён капельной системой или технологией NoFrost.
Компрессионные модели – самые распространённые решения на рынке холодильной техники. Здесь движение фреона организовано за счёт изменения давления. Но встречаются и другие типы холодильных систем:
- адсорбционные;
- пароэжекторные;
- термоэлектрические.
В адсорбционной технике в качестве хладагента используется аммиак. Явные недостатки подобных устройств – проблемное обслуживание и небезопасность вещества. Системы такого плана использовались в старой технике, которая уже снята с производства.
В пароэжекторных холодильниках по трубкам бежит вода, а роль помпы выполняет эжектор. Система отличается стабильностью, безопасностью и экологичностью, но расходует очень много электроэнергии и жидкости для нагнетания температуры.
Термоэлектрические модели работают по принципу эффекта Пельтье: поглощение тепла посредством двух проводников и тока. Система надёжна, долговечна, но стоит очень дорого, так же, как и её обслуживание.
Устройство компрессорной электрической системы
Основным элементом холодильника является двигатель. Он необходим для организации циркуляции хладагента, а в нашем случае – фреона, по трубкам. Помимо самого агрегата в системе находятся следующие элементы:
- пусковое реле;
- термостат, отвечающий за конкретный уровень температуры;
- защитное реле для предупреждения перегрева двигателя.
Двигатель включает в себя ротор и стартер. Конструкция последнего представляет собой несколько медных катушек. Тогда как ротор больше похож на обычный стальной вал, работающий в тандеме с поршневой системой двигателя.
При включении агрегата в катушках образуется электромагнитная индукция, которая служит источником крутящего момента. Далее, ротор начинает вращаться за счёт центробежной силы, а вместе с тем перемещается поршень.
В современных моделях двигатель располагается внутри компрессора, что минимизирует вероятность самопроизвольной утечки хладагента. Система в своём первоначальном виде подвержена сильной вибрации. Для уменьшения оной предусмотрена специальная металлическая подвеска на пружинах.
На новых моделях последние закрепляются внутри корпуса, в то время как на старых – снаружи. Первый вариант более практичный и позволяет заметно эффективнее гасить вибрацию. Но в случае поломки подвески организовать ремонт гораздо сложней.
Компрессор холодильника Стинол
Мотор будет работать до тех пор, пока в камерах не установится необходимая температура, после чего подключается термостат. Он размыкает контакты, и ток перестаёт поступать к двигателю. Компрессор также прекращает свою работу. Когда температура повысится, контакты термостата вновь замкнутся, и цикл продолжится.
В моделях среднеценовой и бюджетной категории терморегулятор довольно часто выходит из строя. Элемент имеет далеко не самую сложную конструкцию и стоит копейки, поэтому гораздо практичнее не ремонтировать его, а купить новый.
Диагностика холодильного аппарата
Чтобы выяснить возможную причину неполадки, необходимо тщательно обследовать агрегат на рабочее состояние элементов:
- проверить основные узлы на коррозию деталей, деформацию, механические повреждения компонентов, нарушение защитных покрытий;
- исследовать аппарат на герметичность, прочность крепления деталей и устройств автоматики;
- проверить 3 функциональных параметра устройства: температуру в морозилке и возле задней стенки шкафа, потребляемую мощность.
Частые проблемы с холодильниками Stinol
Вся модельная линейка холодильных агрегатов отличается надежностью, функциональностью и высоким качеством сборки. Однако они, как и кухонная техника других брендов, не застрахованы от возникновения различных поломок. Рассмотрим типовые неисправности, характерные для линейки Stinol.
Поломки шкафа
Если шкаф неисправный, то на статическом испарителе накапливается тонкий слой инея. В результате в контейнере для сбора конденсата скапливается значительное количество жидкости.
Дефекты этого состояния холодильника объясняются нарушением герметичности камеры вследствие:
- разрыва или неплотного прилегания уплотнителя;
- деформации конструкции холодильного агрегата;
- наличия щелей между резиновыми уплотнителями двери и поверхностями морозильного шкафа.
Возможные неисправности с уплотнительной резиной восстанавливаются при помощи фена для сушки и укладки волос мощностью в 1-1,5 кВт. Для этого нужно разогреть горячей струей резиновый уплотнитель в месте прилегания. Потом растянуть его, чтобы форма детали изменилась. После манипуляции дверь необходимо закрыть. Холодильный аппарат можно использовать после того, как остынет уплотнитель. Если защитный слой порвался, его следует заменить.
Неплотное прилегание уплотнителя
Неисправности элементов электроцепи и автоматики
Очень частые поломки возникают с устройствами автоматики и компонентами электрической цепи. К ним относят:
- неисправное пусковое или тепловое реле;
- поломки компрессора, вентилятора и других составных компонентов;
- снижение сопротивления изоляции электрической схемы;
- неисправность термопредохранителя или нагревателя оттайки в технике с системой «Ноу Фрост»;
- дефект морозилки, таймера;
- поломку нагревателя поддона испарителя;
- засорение мелкими частицами дренажной системы.
Устранение неисправностей автоматики в холодильнике Stinol состоит в выявлении дефектного элемента, ремонте, а в случае невозможности отремонтировать поломку – замене детали на новую запчасть.
Проблемы с хладоном
Если завышен объем хладагента при заправке устройства, то в морозилке температура держится менее -18 0 С, холодильная камера холодная, обратная трубка покрывается конденсатом или слоем инея. Чтобы нормализовать рабочий процесс устройства, после двухчасовой обкатки корректируют дозу хладона.
В том случае, если заправочная дозировка, наоборот, занижена, холодильный шкаф теплый и температура снижена более чем на -25 0 С. При этом на задней стенке может частично образовываться иней. Так же, как и в предыдущем случае, необходимо дозировать недостаток хладагента до нормы.
Если произошла утечка хладона, в этих местах появляются маслянистые пятна. Устранение этой проблемы состоит в заправке агрегата хладоном или в замене сборочного компонента на новую деталь.
Предупреждение! Пары хладона – ядовитый газ, поэтому из холодильника он отбирается специальные в хладоприемники. После любых работ с хладагентом помещение проветривается не менее 15 минут.
Признаки проблем с холодильником и возможные неисправности
Существуют несколько типовых поломок агрегатов Стинол, которые проявляются по определенным признакам. В таблице рассмотрим основные проблемы с холодильниками этой марки, и как они проявляются:
обрыв обмоток компрессора;
не функционирует терморегулятор или пускозащитное реле;
обрыв цепи термоплавкого предохранителя;
заклинивание таймера в режиме оттаивания;
резина уплотнителя потеряла эластичность и форму;
компрессор снизил производительность;
произошло засорение капиллярного трубопровода или фильтра-сушителя;
Рассмотрим наиболее частные неисправности некоторых моделей
- Двухкамерный холодильный прибор Стинол 102. Аппарат имеет два компрессора с уникальной системой оттаивания морозилки NoFrost. Фронтальная панель оборудована двумя термостатами. Особенностью модели является циркуляция воздуха между морозилкой и ребрами испарителя за счет электровентилятора. К частой поломке техники относят неисправность термореле (в схеме ТН1 или ТН2). Чтобы убедиться в неисправности детали, необходимо снять провода с контактов под номерами 3, 4 и замкнуть перемычкой их между собой. Если после манипуляции компрессор запустится – поломка в реле. Может быть так, что техника не охлаждает при работающем компрессоре при холодном конденсаторе. В этом случае может быть утечка фреона.
- Стинол 103. У холодильных аппаратов этой модели типичная проблема – выход из строя регулятора температуры. Это связано с техническими характеристиками термоэлементов, которые рассчитаны на пятилетний срок эксплуатации. Из-за этого дефекта может быть завышена температура в двух камерах, в результате чего агрегат будет вести себя нестабильно. Со временем может быть нарушены соединения электросхемы из-за окисления или подгорания контактов, различных обрывов и других поломок. Если вышел из строя пусковое или тепловое реле, то не включается компрессор.
- Стинол 110 – наиболее распространенная модель. Холодильники состоят из вместительного холодильного отделения и небольшой морозилки, которая оснащена системой NoFrost. Типовые поломки этого агрегата ничем не отличаются от неисправностей 102-й модели. Может быть неисправен терморегулятор Т1, таймер ТИМ-0.
Проверка термостата
Часто выходит из строя регулятор температуры. Это связано с тем, что у терморегулятора немецкой фирмы Ranko, которые устанавливались в холодильнике, малый рабочий ресурс – примерно 5-6 лет. При неработающем регуляторе температуры в холодильнике будет не запускаться компрессор. Чтобы исключить другие поломки, необходимо проверить исправность этой детали.
В домашних условиях трудно проверить, работает или нет устройство. Однако существует 2 способа для определения рабочего состояния.
- Контакты регулятора под номерами 3 и 4 (на схеме 103-й модели они обозначены как TH 1 или TH 2) должны быть замкнутыми. Благодаря этому поддерживается целостность электроцепи и подача напряжения сети на вход компрессора (в схеме CO 1 или CO 2). Необходимо определить, идет ли питающее напряжение на контакты регулятора. Если его нет, то проверяется целостность всей цепи от розетки электрической сети, если есть – отключается питание и прозваниваются контакты. В случае их обрыва деталь нужно заменить.
- Можно также замкнуть перемычкой входные контакты термостата. Если компрессор заработает, значит, регулятор неисправен. В противном случае поломка произошла не с ним. Неисправность определяется также на слух: при механическом повороте переключателя терморегулятора происходит щелчок. Если его нет, то высока вероятность неисправности запчасти.
Любые неисправности холодильного агрегата, чей срок эксплуатации более 10-15 лет, требуют тщательного осмотра специалистом. Ремонт холодильников Stinol чаще всего заключается в замене износившейся детали. Если есть опыт в электромонтажных работах, можно заменить запчасть своими руками. Но когда поломки возникают слишком часто, стоит задуматься над покупкой более современного варианта холодильного прибора.
Неисправности холодильника Stinol и их устранение
Ремонт
Холодильники марки Стинол пользуются популярностью у потребителей ввиду высокого качества и хорошей цены. Помимо этого, корпусы таких холодильников покрываются антикоррозийными растворами. А сама компания-производитель принадлежала к международному бренду бытовой техники Indesit. Несмотря на то, что холодильники марки Стинол уже не выпускаются, они все еще используются в быту, но время и длительное использование даже такой надежной техники приводит к поломкам. Данная статья попытается дать ответ на вопрос: можно ли выполнить ремонт холодильника Стинол своими руками?
Особенности холодильника
Морозильное отделение холодильника Стинол сделано из полистирола. Пространство между отсеками заполнено пенополиуретаном для теплоизоляции. Капиллярный трубопровод используется как дросселирующий прибор, из-за чего холодильник чувствителен к изменениям во влажности и загрязнениям воздуха.
Все холодильники Stinol делятся на испарительные и компрессорные типы. Работают они следующим образом: устройство использует для охлаждения вещество под названием хладагент – это жидкость, которая испаряется при комнатной температуре.
Процесс работы холодильника представляется следующим образом: пары фреона (хладагента) постоянно подаются в радиатор, который находится сзади холодильника. Затем фреон конденсируется в радиаторе, где отдает тепло, после чего поступает в капиллярную трубку, откуда фреон впрыскивается в испаритель, а затем процесс повторяется снова.
У холодильника может быть как один, так и два компрессора, что зависит от модели. Компрессор — это стальной змеевик, который зафиксирован металлическими пластинами. Наличие нескольких компрессоров позволяют отдельно настраивать работу каждого отсека холодильника.
У холодильников есть два типа испарителей:
- статический, расположенный на полках;
- система «NoFrost», которая располагается в специальном отсеке.
Важным элементом для стабильной работы холодильника является электрическая система. Она состоит из таких элементов:
- терморегулятор, нужен для поддержания заданного уровня температуры;
- тепловая защита;
- электродвигатель;
- пусковое реле.
У этой системы такой принцип работы:
- При подаче напряжения ток движется от терморегулятора до кнопки принудительного оттаивания, потом до тепловой защиты, после к пусковому реле и от него поступает на обмотку мотора. Ток, поступающий на него, дает напряжение выше, чем нужно, это происходит потому, что пусковое реле срабатывает и замыкает контакты только при таком уровне напряжения.
- После этого реле переводит ток на пусковую обмотку, и двигатель начинает вращаться. Мотор работает, холодильник начинает морозить. Когда температура доходит до заданного уровня, включается терморегулятор. Он размыкает контакты, прекращая поступление тока к компрессору, из-за чего он останавливается. Работа возобновляется, как только температура доходит до необходимого уровня.
- На случай, если мотор перегревается, существует реле термозащиты. Когда температура становится слишком высокой, специальная деталь на реле − биметаллическая пластинка − выгибается и размыкает контакты, чтобы потом остывший элемент встал обратно и снова замкнул контакты.
Диагностика неисправностей
Перед тем как приступать к ремонту, нужно определить, что именно не работает. Для этого нужно обследовать устройство и его компоненты:
- Например, компрессор, который не должен издавать лишнего шума, помимо этого, компрессор должен периодически включаться и выключаться.
- Если он шумит или беспрерывно работает, то это признак поломки.
- Следует также проверить температуру в холодильнике. Внутри не должно быть инея и воды.
- Необходимо также проверить металлические элементы холодильника. Со временем они могут покрыться коррозией, что приведет к утечке хладагента и поломке компрессора.
- Убедиться, что с источниками питания все в порядке, наличие в доме электричества, целостность шнура питания, исправность электрической вилки.
- Проверить резиновый уплотнитель на дверцах холодильника, и плотно ли они прилегают.
Наиболее распространенные поломки холодильников Стинол
Причинами поломок обычно служат неправильная установка и использование холодильника, механические повреждения, высокая температура, перепады напряжения.
- Почему холодильник не включается:
- Нарушение обмотки компрессора.
- Неисправность терморегулятора.
- Повреждение кабеля или вилки.
- Почему плохо морозит:
- Сломан регулятор температуры.
- Дефект уплотнителя.
- Засорение фильтра.
- Неисправность компрессора.
- Одна из камер холодильника работает, а другая − нет (морозильный или холодильный отсек), из-за чего это может происходить:
- Утечка хладагента.
- Разгерметизация.
- Один из компрессоров сломался.
- Поломка холодильника, дверей холодильника или самой структуры:
- Деформирование конструкции.
- Щели между уплотнителем и поверхностью холодильника.
- Не работает освещение и световая индикация в холодильнике:
- Поломка сигнализации об открытии холодильника.
- Отсутствие питания.
- Сломались сами осветительные приборы.
- Намерзший иней или перемёрзшие продукты:
- Слишком сильный уровень охлаждения.
- Плохое прилегание дверей.
- Вышел из строя терморегулятор.
Устранение неисправностей холодильников Стинол
Прежде, чем приступать к самостоятельному ремонту, стоит убедиться, что это в ваших силах, иначе лучше обратиться к мастеру. Если все же решено делать ремонт самостоятельно, и определились, что сломалось, то можно приступать.
Ремонт компрессора и подвески
Сам компрессор лучше не трогать без наличия нужных знаний и оборудования, так как при самостоятельном ремонте в компрессор попадает пыль и влага из воздуха, из-за чего его в итоге придется все равно поменять.
Но подвес компрессора можно отремонтировать самому. Его деформация может привести к неправильной работе компрессора. Первым делом нужно убедиться, что упругость хода установочных ножек не меньше 8-10 мм. Если размеры меньше, то необходимо заменить амортизаторы.
При их замене необходимо надежно закрепить компрессор из-за его большого веса, так как он может сломать трубку охлаждающего контура. Для этого рекомендуется использовать подвязки из сукна или войлока. Синтетика или поролон не стоит использовать из-за того, что они могут слипнуться или стать хрупкими.
Если в компрессоре необходимо заменить фреон, то для этого лучше вызвать специалиста. При закачке фреона вместе с ним в компрессор может попасть пыль, что приведет к поломке. К тому же это опасно – закачка фреона предусматривает использование компрессора на влажном ходу.
Поэтому лучше пригласить специалиста.
Деформация уплотнителя на дверцах холодильника
Чтобы это сделать, понадобится обычный фен для сушки волос. С помощью горячего воздуха от фена разогревается уплотнитель в месте деформации, потом нужно его растянуть, чтобы форма изменилась, и закрыть дверцы холодильника. Затем нужно дождаться, пока уплотнитель остынет. В случае, если уплотнитель порвался, его нужно поменять.
Ремонт течи холодильника с капельной системой
Нужно найти чашу, в которую собирается конденсат. Для этого надо отключить холодильник от питания и развернуть задней стенкой к себе. Чаша — это белая емкость, можно найти на корпусе мотора. В нее должна быть направлена черная трубка – парубок. Нужно убедиться, что она не выскочила за пределы чаши. Затем осмотрите холодильник внутри, в случае засорения отверстия для слива, его необходимо прочистить.
Если причиной течи является поломка компрессора, то стоит обратиться к мастеру.
Как подчинить терморегулятор
Есть два типа термостатов: электронные и термомеханические.
Электронные термостаты — это группа детекторов и терморезисторов, связанных с платой управления, они используются в приборах с электронным управлением. Ремонт таких термостатов под силу только человеку с дипломом электрика.
Самостоятельный ремонт термомеханического термостата также не прост, к тому же такой он считается непригодным для ремонта. Дело в том, что термотрубка приклеена к испарителю, шов залит герметиком, и все это накрыто кожухом. Поэтому, не имея специальных знаний и инструментов, разобрать это довольно сложно. А нарушение положения термотрубки грозит серьезной поломкой. Все, что возможно сделать самому, − это работать с терморегулятором, не извлекая его из холодильника. Таким образом, можно очистить контакты, проверить работу винта-отбойника и осмотреть или поменять перебрасывающую пружину.
Фузер, вентилятор и таймер в холодильниках с системой испарения «No Frost»
Основное отличие таких холодильников в том, что у них присутствует система обдува, высушивающего лишнюю влагу для предотвращения появления инея.
Нередко в холодильниках такого типа ломаются вентиляторы, таймеры и фузеры.
Есть два типа вентиляторов: открытый и закрытый − это зависит от модели.
Проверить это можно из морозилки. Если вентилятор закрытый и оборудован электромеханическим таймером, то его можно самостоятельно починить. Сначала снимается крышка, затем нужно осмотреть вентилятор. Иногда в крыльчатке скапливается грязь. Если же дело не в этом, то нужно попытаться повернуть её, и если она не крутится, то придется разобрать весь узел. Для этого нужно найти крепёжную пробку, часто закрытую фирменной наклейкой.
Под пробкой находится либо стальная, либо пластиковая шайба. Пластиковая снимается иголками, а для стальной понадобятся инструменты. Под шайбой есть еще две шайбы из тефлона – их тоже нужно снять. После ротор и крыльчатка снимаются, чистятся и смазываются. Рекомендуется использовать низкотемпературные составы, чтобы они не загустели во время работы. Закончив с этим устройством, можно собрать и проверить, как оно работает.
Если же это не помогло, тогда необходимо проверить фильтр – устройство, которое нужно для включения вентилятора. Чтобы это проверить, нужно подключить вентилятор к узким клеммам фильтра, а ток подать на широкие. Если вентилятор не заработал, то сломался фильтр. Здесь остается только заменить его.
Но если и фильтр работает нормально, то проблема − в таймере и фузере.
Найти их можно рядом с испарителем. Чтобы проверить фузер, нужно достать его из разъемов и проверить тестером. Если тестер не показал нулевое напряжение, то фузер отправляется на замену.
Далее процедура проводится на отключенном от питания устройстве. Все детали собираются и ставятся на место, а гнезда термички замыкаются перемычкой. После этого устройство включается. Если оно работает на коротком цикле, то термичка плохо работает, и ее нужно менять. Важно, чтобы проверка была не длиннее 3-4 секунд, но если таймер вообще не сработал, то он сломан. Таймер может заменить только мастер.
Если же дело касается открытых узлов с электронным управлением, то здесь может помочь только мастер, и самостоятельно туда лучше не лезть.
Заключение
В заключение можно сказать, что, несмотря на то, что холодильники Стинол являются качественной техникой, ничего не может длиться вечно. Со временем детали механизмов и устройств начинают изнашиваться, какими качественными они ни были. Часто такие поломки можно решить самостоятельно, имея на руках необходимый минимум знаний, инструменты и инструкции. Для этого иногда достаточно поменять износившиеся детали или даже просто почистить засорившиеся механизмы.
Но в некоторых случаях могут понадобиться более глубокие профессиональные знания, и без мастера не обойтись. Важно помнить, что неквалифицированный ремонт может обойтись гораздо дороже, чем вызов специалиста.
Источник https://www.elremont.ru/holod/fz_rus/fr_rem21.php
Источник https://tehnika.expert/dlya-kuxni/xolodilnik/neispravnostej-xolodilnikov-stinol.html
Источник https://vash-holodilnik.ru/remont/remont-xolodilnika-stinol-svoimi-rukami.html